НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ МИГРАЦИИ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Официальный представитель МГУ
им. М.В.Ломоносова

Экзамены для мигрантов способствуют «большей социализации и лучшей интеграции…»

Успешное решение вопросов интеграции мигрантов и формирования толерантных взаимоотношений между мигрантами и принимающим сообществом для Российской Федерации имеет особое значение не только в связи с увеличением иммиграционного притока, но и с многонациональным характером самого российского населения. 

Недостаточное внимание к этим вопросам, упрощенный подход к оценкам существующей миграционной ситуации может превратиться в угрозу национальной безопасности и целостности страны. В этой связи хотелось прокомментировать появившееся в ряде СМИ мнение экспертов РАНХиГС по вопросам проведения экзаменов по русскому языку.

Говорить о том, что экзамены по русскому языку были планом интеграции мигрантов в России нельзя. Экзамен – это лишь элемент легализации трудовой деятельности мигрантов. В соответствии с  ФЗ № 115 от 25 июля 2002г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» для трудовой деятельности в России мигранты должны получить трудовой патент. Для этого они и сдают экзамен, позволяющий получить сертификат, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знанием истории России и основ законодательства Российской Федерации.  Вместе с тем, сдача экзамена способствует более глубокому изучению иностранными гражданами русского языка, истории и законодательства Российской Федерации. Это, безусловно, способствует большей социализации и лучшей интеграции их в российское общество. И с этой точки зрения ставить вопрос о провальности этого механизма тоже нельзя. Более того, этот механизм имеет перспективу.

Мне трудно предположить, кого считают эксперты «нелегальными коммерческими посредниками между мигрантами и государством, которые заработали на этом до 11,5 млрд. руб». Например,  как простой посредник может получить сертификат, не представив в головной центр тот огромный перечень документов, который требуется по итогам тестирования. В том числе и видеофайл, содержащий интервью с тестируемым.

Если и существуют такие факты, то это, безусловно, частные случаи, которые несомненно должны быть в поле зрения правоохранительных органов.

Если речь идет о представителях крупных работодателей или диаспор, представляющих интересы приезжих соотечественников, то они на законных основаниях могут вести переговоры с центрами тестирования, согласовывая с ними как условия, так и механизм тестирования мигрантов, чьи интересы они представляют. Каковы условия их сотрудничества с теми людьми, кого они представляют – вне компетенции центров тестирования. Сотрудничество с такими «посредниками» не противозаконно и достаточно выгодно, тем более, что само тестирование проводится при этом в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к этому виду деятельности.

Другое дело, что к этой процедуре есть много обоснованных вопросов, вызывающих нарекания и создающих неудобства, как для профильных структур, так и для самих тестируемых. Справедливости ради следует отметить, что головные центры тестирования, в частности Российский университет дружбы народов, делают очень многое по улучшению качества и совершенствованию механизмов тестирования иностранных граждан.

С этой точки зрения, например, было бы правильным обязать работодателей проводить курсы  русского языка или адаптационные семинары, включающие в себя знания о русском языке, истории, традициях современной России. И законодательно закрепить это требование. И это действительно стало бы одним из действенных механизмов интеграции иностранных граждан в принимающее общество.

Кстати, большинство локальных центров тестирования проводят бесплатные консультации и обучающие семинары для мигрантов, желающих сдавать экзамен.

Считаю целесообразным увеличить требования к локальным центрам тестирования, расширив их права. При этом сохранить за головными центрами научно-методические, организационные и контрольные функции.

Это лишь некоторые суждения и предложения по совершенствованию существующего механизма тестирования иностранных граждан.

Потребность мигрантов в интеграции в местах нового вселения. неоспорима. Однако их интеграцию в принимающей стране  целесообразно рассматривать не как двусторонний процесс (мигранты и принимающее общество) и даже не как трехсторонний процесс (мигранты, принимающее общество и принимающее государство), а как четырехсторонний процесс (мигранты, принимающее общество, принимающее государство и государство происхождения).

В связи с этим считаю необходимым создание единой информационной площадки по всем этим вопросам с целью аккумулирования мнений и опыта всех заинтересованных организаций и самих мигрантов. В настоящее время, к сожалению, такой площадки нет.

Эльмира Тарханова, кандидат политических наук, директор АНО ДО НЦОТ

 

 

Мы свяжемся с Вами после того,
как Вы заполните форму

Ваше имя: *
Ваш телефон: *
Ваш E-Mail: *
Ваш уровень