НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ МИГРАЦИИ
NATIONAL INSTITUTE OF MIGRATION

Официальный представитель МГУ
им. М.В.Ломоносова

163-ФЗ: миграционный учет

 

Новый порядок постановки на учет для иностранных граждан вступил в силу с 8 июля 2018 года. Принятый в июне документ (закон № 163-ФЗ от 27.06.2018) вносит изменения в Федеральный закон № 109-ФЗ от 18 июля 2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Как же скажутся на работодателях нововведения, перечисленные в законе № 163-ФЗ от 2018? В обзоре по миграционному учету в новом формате мы рассмотрим прописанные отныне в законе возможности для юридических лиц по регистрации работников-иностранцев на адрес организации.

Отныне постановка на миграционный учет организацией (по ФЗ-163) по своему адресу возможна лишь в том случае, если указанные работники-мигранты на этой территории проводят не только рабочее время, но и действительно проживают. Местом проживания при этом может быть подсобное помещение компании или даже отдельное временное строение (бытовка, вагончик).

Соответствующий пункт статьи 21 закона № 109-ФЗ после внесения изменений гласит: «Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном».

Документ уточняет, что «фактическое проживание» означает место, регулярно используемое для сна и отдыха.

Напомним, до сих пор при найме иностранной рабочей силы организация указывала при постановке на мигрантский учет свой адрес, хотя в большинстве случаев работники там только трудились, а проживали в других местах.

Кто, если не работодатель?

Что делать тем, кому компания-работодатель не может обеспечить постановку на миграционный учет иностранных работников с проживанием, а также иностранцам, чье временное пребывание на территории РФ не связано с трудоустройством? В первую очередь такому иностранцу или лицу без гражданства необходимо найти себе место постоянного проживания. Собственник указанного помещения (будь то физическое или юридическое лицо) и должен взять на себя постановку на миграционный учет.

Статья 21 закона № 109-ФЗ в новом изложении обрисовывает широкий круг возможностей в зависимости от причин и целей временного пребывания гражданина в стране. Согласно ей помимо работодателя иностранный гражданин может встать на учет по адресу:

жилого помещения, где он будет фактически проживать;
организации, оказывающей гостиничные услуги;
санатория/дома отдыха/турбазы и др.;
медицинской или социальной службы (в случае стационарного нахождения);
учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором содержится иностранец.
Для потенциальных наемных работников остаются на выбор следующие возможности:

сьемная квартира/комната, чей собственник готов оформить регистрацию;
гостиница, хостел, общежитие и др. аналогичные учреждения, самостоятельно ставящие иностранца на миграционный учет.

Успевших до 8 июля встать на миграционный учет иностранных работников никто не обяжет проходить регистрацию заново (уже по новым правилам), даже если в документах указан адрес юридического лица, а живет работник на съемной квартире. Имеющаяся на данный момент регистрация будет действительна до окончания своего срока.

Возможные последствия для работодателей и работников

Большинство работодателей (исключение составляет, пожалуй, только строительная отрасль) место для проживания иностранным работникам не предоставляет. Таким образом, транснациональным компаниям, а также иностранным организациям, представленным в РФ, потребуется принимать дополнительные меры для поддержания легального статуса своих сотрудников, не имеющих российского гражданства. Такой мерой может быть приобретение организаций в собственность жилых помещений (квартир), в которых организация сможет официально оформлять работников.

Пострадают компании, стремящиеся сократить расходы за счет использования неквалифицированного и низкоквалифицированного труда работников-мигрантов, но не владеющие помещениями для их размещения. Эти компании резко потеряют свою привлекательность в качестве работодателей.

Особые трудности возникнут и у самих работников, многие из которых, будучи зарегистрированными работодателем, предпочитали арендовать отдельное жилье для себя и членов семьи. Собственники жилых квартир не против арендаторов-иностранцев, но крайне редко соглашаются регистрировать их на своей жилплощади.

Таким образом, в числе возможных последствий окажется сокращение иностранных рабочих у компаний, не предоставляющих проживание, а также повышение спроса на дешевые общежития, оказывающие услуги по постановке на миграционный учет.

Ответственность при несоблюдении правил миграционного учета

Работодателя, продолжающего регистрировать на свой адрес работников, проживающих в другом месте, ожидает штраф от 350 тысяч до 800 тысяч рублей за предоставление ложных сведений об иностранном гражданине (ч.2 ст. 19.27 КоАП РФ).

Иностранные граждане, не вставшие своевременно на миграционный учет, облагаются штрафом от 2 тысяч до 5 тысяч рублей (ст. 18.8 КоАП РФ). В Москве, Санкт-Петербурге, а также Московской и Ленинградской областях размер штрафа больше (от 5 тысяч до 7 тысяч рублей). Помимо материальной ответственности, по всей территории страны высока вероятность административного выдворения нарушителей миграционного законодательства за пределы РФ.

Источник: spmag.ru

ЦЕНТР ТЕСТИРОВАНИЯ
ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

    Мы свяжемся с Вами после того,
    как Вы заполните форму

    Ваше имя: *
    Ваш телефон: *
    Ваш E-Mail: *
    Ваш уровень