НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ МИГРАЦИИ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Официальный представитель МГУ
им. М.В.Ломоносова

Мультикультурализм, миграция и возможности элит

 

Течение времени стремительно меняет звучание актуальных проблем, над которыми неустанно работают ученые и практики многих стран. По этой причине возрастает роль стратегического прогнозирования и планирования. Именно два этих дискурса позволяют создавать запас возможностей на пути выработки новых механизмов предвосхищения новых дилемм.

В современной конъюнктуре ни один серьезный разговор не обходится без учета проблемы миграции. Во многих случаях она вступает в острые противоречия со многими векторами развития, создавая новый поток труднорешаемых задач. Потому ориентированность на результат в исследованиях и разработке рациональных рекомендаций становится чрезмерно актуальной.

Вне зависимости от формата обсуждений они привносят ясность в понимание самой задачи и характер поиска логических выводов. Подтверждением тому обстоятельность обсуждений, которые провели участники седьмой Школы мультикультурализма. Лекция о современной миграционной политике европейских стран профессора Уральского федерального университета имени Б.Ельцина Татьяны Нестеровой послужила отправной точкой для предметных дискуссий.

Российский ученый представила аудитории объемную панораму транснациональной миграции как фактора, приобретающего большой размах. Указав на причины и следствия феномена, Т.Нестерова заострила внимание слушателей на таких проблемах, как старение населения Европы, кризис естественной рождаемости, снижающийся социальный тонус государств, которые еще не так недавно считались благополучными.

До недавних пор считалось, что естественные демографические издержки, превышение смертности над рождаемостью, кризис семьи как социального института, сокращение населения компенсируются миграционным притоком. Однако массовый исход людей из неблагополучных стран не приводит к стабилизации жизни в государствах Старого Света. В этом контексте возникает комплекс проблем с достижением баланса между потребностями экономики, приверженностью демократическим принципам организации общества, защитой интересов коренных граждан и обеспечением прав мигрантов.

В свете озвученных российским специалистом тревожной статистики, выводов и рекомендаций слушатели выразили отношение к вопросам адаптации перемещенных людей к новым условиям, к механизмам сокращения притока мигрантов, возможностям взаимодействия европейского сообщества со странами – поставщиками неустроенного человеческого ресурса и другие.

Согласно прозвучавшим мнениям, многие проблемы, возникшие в Европе, связаны с непониманием образа жизни и традиций людей, живших в иной цивилизационной модели. Студенты, представляющие европейские страны, выразили отношение к механизмам регулирования острой проблемы, затронув специфические аспекты миграционной политики современной эпохи.

В фокусе обсуждения болезненной темы всегда находится фактор мультикультурализма, как надежное противоядие, способное разрядить непростую обстановку не только в Европе, но и повсеместно. Потому актуален поиск оптимальных моделей межцивилизационной стабильности. Обретает также особое звучание диверсификация форматов межнационального и межрелигиозного диалога.

В этом плане каждая страна вырабатывает свою стратегию действий. Так, Азербайджан предлагает модель разрешения непростых вопросов на основе опыта, проверенного временем. О его особенностях слушателям летней школы в лекции «О политике мультикультурализма АР и деятельности БМЦМ» рассказал заведующий отделом Бакинского международного центра мультикультурализма (БМЦМ) доктор философии Рашад Ильясов.

По его мнению, гармоничное решение проблемы межнациональных и межрелигиозных отношений актуализирует комплексный подход, охватывающий основополагающие особенности и требования обустройства современной жизни. Государство выступает не в качестве института, спускающего сверху директивы, а позиционирует себя в роли надежного партнера религиозных и национальных общин и групп.

Пример Азербайджана в силу гибкости накопленного опыта стоит того, чтобы представлять модель в качестве наглядного пособия, способного сыграть рациональную роль в разных странах. Он служит укреплению базиса толерантности, которая выступает надежным инструментом, способным нейтрализовать череду неурядиц социокультурного и психологического характера.

Азербайджанский опыт доказывает, что есть огромная потребность в активной пропаганде достижений гармоничной общественной среды, непрерывных действиях, раскрывающих семантику реалистичности реализуемых инициатив. Собственно, одним из наглядных проектов и является программа обучения иностранных студентов в Азербайджанской школе мультикультурализма, которая с каждым годом расширяет географию охвата. Перспективная молодежь, нацеленная на реалистичные интеллектуальные и практические действия, осознает девиз учебного процесса: «Быть в постоянном движении!»

На первый взгляд, острые проблемы, над которыми усердно трудятся интеллектуальные элиты, не имеют решения. Это ошибочное представление. Лучшие умы, творческие силы не должны бездействовать. Трудности не повод для моральной капитуляции, и один из принципов, которых придерживается Азербайджанская школа мультикультурализма, гласит, что дорогу осилит идущий.

Источник: Каспiй

Мы свяжемся с Вами после того,
как Вы заполните форму

Ваше имя: *
Ваш телефон: *
Ваш E-Mail: *
Ваш уровень