НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ МИГРАЦИИ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Официальный представитель МГУ
им. М.В.Ломоносова

Нелегальных мигрантов на Ставрополье депортируют

Вступил в силу Федеральный закон о новшествах в миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ

С начала года только на Ставрополье выявлено более трехсот нелегальных мигрантов, незаконно находившихся на территории нашей страны. Вопросы миграции и изменений в законодательстве стали темой брифинга для региональных СМИ, состоявшегося в главном управлении МВД РФ по Ставропольскому краю. Спикерами были сотрудники управления по вопросам миграции краевого главка, передает МК.RU Cтаврополь.

Нелегальных мигрантов на Ставрополье депортируют

Спикерами брифинга в главном управлении МВД РФ по Ставропольскому краю были сотрудники управления по вопросам миграции.
Штрафы и выдворение за пределы России

Заместитель начальника отдела иммиграционного контроля Сергей Тимофеев рассказал журналистам, что за 7 месяцев 2018 года выявлено около двух с половиной тысяч административных правонарушений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, большую часть из которых составляют нарушения режима пребывания в Российской Федерации. Законодательство предусматривает за все эти прегрешения административную ответственность. Она носит альтернативный характер. Это штраф с административным выдворением за пределы РФ или без такового. Преимущественно это люди, у которых закончился разрешенный срок пребывания в нашей стране, но они не выехали.

Отдельная тема – трудовая деятельность мигрантов. Она строго регламентируется миграционным законодательством Российской Федерации. Иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность только на основании полученных разрешений на работу или патента. Исключение – те, кто имеет вид на жительство или временное проживание в РФ, а также те, чьи государства входят в состав Евразийского Экономического Союза. Это Армения, Беларусь, Киргизия, Казахстан. Для них основанием могут служить трудовые договора. В случае нарушения иностранными гражданами законодательства о трудовой деятельности административной ответственности подлежат также и их работодатели. Причем немалые штрафы придется платить за каждого нарушителя.

Одной из мер борьбы с нелегальными мигрантами является депортация, то есть принудительная высылка за пределы Российской Федерации. Сроки депортации в разных случаях от трех дней до месяца. С начала года принято более 30 решений о депортации с территории Ставрополья граждан, осужденных за совершение умышленных, тяжких или особо тяжких преступлений, освободившихся из мест лишения свободы после отбытия наказания.

С другой стороны, с начала года принято свыше 500 решений о запрещении въезда иностранным гражданам. Применение ограничительных мер позволяет уменьшить число совершаемых ими правонарушений.

Одной из эффективных мер миграционного контроля являются оперативно-профилактические мероприятия. Так в ходе недавней операции «Нелегальный мигрант» выявлено 659 нарушений миграционного законодательства. Операция проводилась на стройках, в местах массовой торговли, в жилом секторе. Наибольшее количество правонарушений выявлено в Кисловодске, Предгорном районе, Пятигорске, Ипатовском городском округе, Минераловодском, Шпаковском районе, Ессентуках, Георгиевском и Буденновском городских округах. Статистика дана по убывающей от лидеров к аутсайдерам. В общей сложности зафиксировано свыше 200 нарушений режима пребывания мигрантов на данных территориях. В отношении 41 нелегала судами приняты решения о депортации. Также выявлено около 50 фактов незаконной трудовой деятельности. И около сотни нарушений – в сфере привлечения и использования работодателями иностранной рабочей силы.

В ходе проведенной в августе операции «Нелегальный мигрант» выявлено свыше шестисот нарушений миграционного законодательства. В отношении 40 человек судами приняты решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.

Выявлено более 45 фактов осуществления незаконной трудовой деятельности иностранцев и лиц без гражданства и около сотни нарушений установленных правил привлечения и использования иностранной рабочей силы. Кроме того, возбуждено 8 уголовных дел за фиктивную регистрацию и постановку на миграционный учет граждан из стран Средней Азии и Армении.   В том числе юридическими лицами.

В резиновой квартире зацепиться не удастся

Отвечая на вопросы журналистов, заместитель начальника отдела разрешительно-визовой работы Анфиса Кондаурова рассказала об изменениях в законодательстве, касающихся миграционного учета иностранных лиц. Этих изменений два. Они касаются постановки и снятия с учета иностранных граждан по месту пребывания. Законодатель уточнил, что поставить на учет мигранта можно только в том помещении, которое фактически используется им для проживания, а не просто на каких-то виртуальных квадратных метрах, на которые не ступала его нога.

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» вступил в силу 8 июля 2018 года. Ранее законодательством была предусмотрена постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания у физических или юридических лиц, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность.

Данная правовая неопределенность не позволяла однозначно определить, кто конкретно должен выступать в качестве принимающей стороны: лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает, или лицо, у которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, и соответственно, кто подлежит ответственности за нарушение правил миграционного учета.

Законодатель уточнил термины «место пребывания» и «принимающая сторона», а также конкретизировал основания постановки на учет в зависимости от места пребывания. Введено новое условие о необходимости фактического проживания иностранного гражданина в этих помещениях – регулярного использования для сна и отдыха.

В качестве принимающей стороны могут выступать физические или юридические лица, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину жилое или иное помещение. В данном случае, кроме документов, необходимых для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания,  принимающей стороне необходимо дополнительно представить гражданско-правовой договор, подтверждающий право пользования жилым помещением.

Иностранный студент, проживающий в период обучения в съемном жилом помещении, подлежит постановке на учет по адресу этого помещения. Принимающей стороной для данного иностранного студента будет являться лицо, предоставившее ему это жилое помещение, и на которое возлагается обязанность по предоставлению необходимых документов для постановки иностранного студента на учет по месту пребывания. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» обязанность по предоставлению документов в территориальный орган МВД России, необходимых для продления срока временного пребывания иностранных студентов, возложена на образовательную организацию.

Уведомление о прибытии иностранного гражданина должно быть подано не позднее семи рабочих дней со дня его приезда в место пребывания. В случае, если иностранный гражданин находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, то администрацией данных организаций уведомление о прибытии иностранного гражданина должно быть подано в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в данную организацию.

Если у иностранного гражданина имеются права собственности на жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации, он может заявить такое помещение в качестве своего места пребывания. В этом случае для постановки на миграционный учет по месту пребывания такой иностранный гражданин лично представляет уведомление о своем прибытии я непосредственно в орган миграционного учета либо через многофункциональный центр.

Что касается работодателей, то если он является принимающей стороной для работающего у него иностранного гражданина в том смысле, который определен Федеральным законом, то неисполнение им обязанности по постановке иностранного работника на миграционный учет по месту пребывания влечет привлечение работодателя к административной ответственности.

Возникает вопрос, будет ли считаться действительным миграционный учет, оформленный до 8 июля 2018 года по адресу организации, в которой иностранный гражданин работает, но не проживает, или требуется переоформление в соответствии с новыми предъявляемыми требованиями? Как отметила Анфиса Кондаурова, Федеральному закону обратная сила не придана. В этой связи, иностранным гражданам, поставленным на миграционный учет по месту пребывания до вступления в силу Федерального закона №163-ФЗ, не требуется переоформление постановки на учет по месту пребывания.

Было дано разъяснение о том, что такое фиктивная постановка на учет. Это постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.

За фиктивную постановку иностранных граждан на миграционный учет предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьёй 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Присутствующим журналистам также разъяснили особенности предоставления государственных услуг в электронном виде по линии миграции. Начальник отдела информационного обеспечения и оказания государственных услуг в электронном виде Дмитрий Линец отметил, что на сегодняшний день более 105 тысяч заявлений на предоставление госуслуг в сфере миграции подано в электронном виде, подчеркнув экономию времени и удобство данной процедуры.

Мы свяжемся с Вами после того,
как Вы заполните форму

Ваше имя: *
Ваш телефон: *
Ваш E-Mail: *
Ваш уровень