НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ МИГРАЦИИ (ООО «НИМ»)
Образовательная лицензия № 041816
Официальный представитель
МГУ им. М.В. Ломоносова

Сумбур вместо миграционной политики

 

Власти России опять ужесточают меры к нарушителям из числа мигрантов

Контролируемый выезд мигрантов – это один из форматов исполнения наказания депортацией

Верховный суд (ВС) признал законной депортацию мигрантов из России в ковидный период, когда это было запрещено по указу президента. Однако ВС посчитал, что мораторий не распространяется на тех приезжих, кто уже был признан нежелательным иностранцем или кого выдворили де-факто, хотя де-юре они еще оспаривали эти решения. Эксперты считают, что причина такого своеобразного подхода – в отсутствии последовательной миграционной политики, поскольку власти стараются и обеспечить запросы бизнеса в рабочей силе, и угодить антимигрантским настроениям в обществе. Отсутствие единого курса либо на ужесточение, либо на смягчение мер в отношении гастарбайтеров и создает сумбур правоприменения.

Как ранее писала «НГ», суды неоднократно игнорировали указ президента от 18 апреля 2020 года о временном запрете на выдворение иностранных граждан (ИГ) либо пытались его обойти. Правозащитники тогда насчитывали такие случаи десятками. Например, в июле 2020-го Чудовский райсуд Новгородской области приговорил выходца из Узбекистана к принудительному выдворению за нарушение режима пребывания, в тексте решения не было и намека на мораторий. Бывали и ситуации, когда человека высылали несмотря на иск в вышестоящую судебную инстанцию. Эксперты предполагали, что либо сами приезжие, либо общественные организации от их имени обязательно попытаются оспорить эту практику, потребовав от РФ компенсации за нарушения прав таких депортированных.

Однако в Страсбургский суд обращаться уже бессмысленно, а ВС занял сторону властей. В конкретном деле в отношении жителя Украины было принято решение о нежелательности за три дня до указа президента № 274, предусматривающего запрет на выдворение иностранцев из РФ в связи с коронавирусом. Человек попытался сослаться на провозглашенный мораторий, но чиновники и суд первой инстанции посчитали иначе: мол, раз указ вышел позже, обратной силы у него нет, значит, в отношении тех, кого уже успели признать нежелательными, решения должны быть исполнены. И того украинца депортировали почти сразу же, даже не дождавшись апелляционного обжалования. И надо же так, что вторая и третья инстанции позднее подтвердили его правоту, посчитав выдворение «очевидным нарушением президентского указа». Но рассмотрение кассационной жалобы в ВС привело к тому, что тот признал позицию обеих этих инстанций «необоснованной», обвинив их в «неверном толковании норм материального права». ВС напомнил, что депортация была осуществлена до апелляции и кассации, тем самым увязав действие президентского указа с фактическим местонахождением человека. То есть раз мигрант в этот момент уже находился за пределами РФ, то и ссылка на указ ее президента, в общем-то, недопустима.

По словам юриста Сергея Савченко, решение ВС выглядит скорее попыткой оправдать чиновников, действующих по своему усмотрению – и в основном в антимигрантском контексте. Сам он считает, что проблема кроется в разрозненной миграционной политике, которая старается учитывать интересы сразу двух противоположных сторон – заинтересованных в мигрантах предпринимателей и общества, в котором на фоне пандемии и теперь санкций выросли настроения против приезжих. Отсюда и противоречивые политические высказывания, и отсутствие логики в самой миграционной работе, которая склоняется в сторону то ужесточения, то привлечения гастарбайтеров на заработки в Россию.

Сейчас, по словам лидера движения «Гражданская солидарность» Георгия Федорова, в связи с экономическим кризисом, мощнейшими санкциями и уходом многих иностранных компаний из России ситуация с трудовыми мигрантами обостряется. Эксперты прогнозируют их массовый отток из страны. По его мнению, это, очевидно, изменит положение на рынке труда – в частности, на освободившиеся позиции станет претендовать все больше наших соотечественников, которые «будут справедливо требовать заработную плату, соответствующую их квалификации, стажу и условиям труда, в отличие от фактически бесправных мигрантов». И государству предстоит сделать выбор – благополучие граждан или интересы крупного бизнеса. Сам он уверен, что властям стоит заняться повышением престижа рабочих профессий, установив для бизнеса жесткие требования по обеспечению привлекаемых кадров социальными гарантиями и достойной оплатой труда. А вовсе не «потакать желанию капитала эксплуатировать дешевую рабочую силу». «Если это не будет сделано сейчас, завтра мы получим катастрофический рост безработицы и, как следствие, бедности и нищеты», – предупредил Федоров.

По словам члена Московской Хельсинской группы Ильи Шаблинского, действующая миграционная политика действительно «лишена ясного и четкого вектора», отсюда и разночтения на местах. Действуют разнонаправленные факторы: с одной стороны, власти стараются учитывать антимигрантские настроения людей, с другой – промигрантские интересы бизнеса. Он тоже отметил, что в ближайшее время не стоит ожидать притока рабочей силы из стран СНГ, наоборот, количество мигрантов будет сокращаться из-за сложной экономической ситуации. Причем Шаблинский напомнил, что в последнее время правительство не раз заявляло об интересах предпринимателей, которые по идее должны сейчас выходить на первый план. Однако, заметил он, правительственная комиссия недавно одобрила законопроект о передаче в свои страны граждан СНГ, осужденных в РФ за нетяжкие преступления. То есть тех, кто получил наказание, не связанное с лишением свободы, либо был приговорен к условному сроку. Эта инициатива вроде бы связана с подписанием Россией соответствующей Конвенции государств СНГ, ратификация которой запланирована на второй квартал года. Но она, по его мнению, сейчас весьма неактуальна – планы по реадмиссии не бьются с той концепцией сохранения притока рабочих рук в условиях их дефицита. Уже подсчитано, что под выдворение попадут несколько тысяч ИГ, но ведь среди них есть и работники российских компаний, городского ЖКХ, строек, которые, вероятно, нужны своим работодателям. «Можно же было учесть, что речь идет о людях, совершивших деяния, не представляющие особой общественной опасности», – напомнил Шаблинский. Вместо соглашения о реадмиссии, уверен он, напротив, нужно оставлять мигрантов, которые могут легально работать, если они, действительно, нужны и востребованы. А вот что касается безработных ИГ, то, наверное, как раз они и могут стать объектом Соглашения о реадмиссии, в этом случае ничьи интересы не пострадают. Однако, вероятнее всего, на местах подобные решения сведутся к коррупционной составляющей, предположил Шаблинский.

Гражданский активист Алексей Егоркин указал на то, что власти выносят на обсуждение малозначимые – в контексте глобальных – проблемы или заведомо не решаемые вопросы, касающиеся мигрантов. И все для того, чтобы «выпустить пар, отвлечь внимание граждан от более насущных тем». «Для нас опасны не мигранты, а те, кто массово завозит их с целью заменить настоящих граждан на безропотный трудовой планктон. Власть у нас как уж на сковородке мечется между давлением глобалистов, алчностью олигархов, правами собственных граждан и национальными интересами страны», – заявил он «НГ». И пока, по словам Егоркина, не будет выстроена четкая пророссийская политическая линия, обсуждать вопросы гастарбайтеров из ближнего зарубежья не имеет никакого смысла. И без четкой артикуляции национальных идей, доктрины развития российского государства, то есть идеологии, общество так и будет «заложником прихотей тех, кто оказывается у руля нашего государства и их друзей в бизнесе и за рубежом, миграционная же политика, да и иные проблемы, – это просто следствие отсутствия вышеупомянутых решений».

Источник: Независимая Газета

    Мы свяжемся с Вами после того,
    как Вы заполните форму

    Ваше имя: *
    Ваш телефон: *
    Ваш E-Mail: *
    Ваш уровень