НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ МИГРАЦИИ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Официальный представитель МГУ
им. М.В.Ломоносова

Неправительственные организации России и их роль в создании результативных механизмов управления миграционными процессами

Россия вступила в новый век, новое тысячелетие, наращивая усилия по строительству гражданского общества и формированию правового государства.

В связи с растущими темпами российской экономики, демографическим кризисом и сокращением трудовых ресурсов появилась необходимость и целесообразность привлечения иммигрантов из других государств, как для постоянного проживания, так и для осуществления временной трудовой деятельности на ее территории.

Вместе с тем, массовая миграция иностранных граждан особенно из государств Закавказья, Центральной и Восточной Азии становится болевой точкой межнациональных отношений в стране,  вызывая множество фактов социального напряжения в обществе. Миграция для нашей страны стала проблемой, которая не получила еще полного осмысления и адекватных государственных решений. Такая ситуация чревата различными негативными последствиями. С политической точки зрения неспособность государства в оказании помощи мигрантам (прежде всего, вынужденным), ведет к не выполнению принятых международных обязательств, что снижает международный престиж Российской Федерации. Кроме того, увеличивается опасность возникновения уголовных преступлений, административных правонарушений, безопасности страны. В связи с этим стратегически важным для страны становится совершенствование механизмов государственного управления миграционными процессами, особенно в рамках стран Содружества Независимых Государств. В эпоху всеобщей глобализации основные усилия законодательной и исполнительной власти должны быть направлены на то, чтобы ввести миграционные потоки в цивилизованное русло и поставить их на службу геополитическим и экономическим интересам страны. Актуальной задачей становится поиск новых форм отношений с прибывающим населением для того, чтобы не только приобщить его к местным нормам повседневного поведения и рационально использовать новые трудовые ресурсы, но и ориентировать население страны на толерантное взаимодействие с мигрантами. Одним из способов решения этой задачи является адаптация мигрантов через их обучение истории, культуре, традициям и, в случае необходимости, русскому языку. Как показывает международный опыт, позитивная роль в решении этих вопросов принадлежит неправительственным организациям, которые работают в тесном контакте с органами государственной власти и общественными организациями не только своей страны, но и стран исхода рабочей силы.

В создании результативного механизма управления процессами миграции наряду с мерами государственного регулирования немаловажную роль призвана играть система действий неправительственных, некоммерческих и общественных организаций.  Именно поэтому одной  из заметных тенденций развития современного мира — в политике, экономике и социально-культурной сфере стала возрастающая роль неправительственных организаций. Стремительный рост числа НПО в мире (почти в 40 раз за последние десятилетие) дает основание говорить о становлении эпохи не только информационного общества, но и эпохи НПО.  Изучение комплекса социально-экономических и политических изменений, связанных с возрастанием роли НПО в мире на современном этапе, показывает, что третий сектор играет роль важного фактора в трансформации обществ.

Характеризуя миграционный сектор НПО России в целом, следует отметить, что речь идет о значительном количестве организаций и их большом разнообразии. По организационно-правовым формам они могут быть организациями, движениями, фондами, общественными учреждениями, органами общественной самодеятельности. В своем большинстве это общественные некоммерческие организации, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях». При ряде из них зарегистрированы различные переселенческие ТОО, организации некоммерческого партнерства и т.п. В зависимости от территориальной сферы деятельности они подразделяются на международные, общероссийские, межрегиональные, региональные, местные и выполняют  в России такие же функции, как и в других странах:

  • социальные: заполнение провалов и дефицитов неповоротливого госуправления и ориентированной на получение прибыли рыночной экономики, включая оказание поддержки нуждающимся группам и реагирование на новые вызовы путем социальных инноваций;
  • общественного контроля (защита общественных интересов): противодействие злоупотреблениям со стороны государства и частных структур путем обеспечения правовой защиты, мониторинга, программ противодействия коррупции и повышения прозрачности действий органов власти, предания гласности и привлечение внимания к фактам нарушений и злоупотреблений, организации протестных действий, общественных кампаний и т.д.;
  • гражданские и демократические: развитие гражданского образования и повышение роли ответственных граждан, развитие гражданского участия в принятии решений, влияние на выработку политики и управление, обеспечение обратной связи от общества к властям в отношении их политики и действий, укрепление демократических институтов, посредничество и организация диалога между государством и гражданами и между различными группами в обществе.

Как правило, либерализация политической системы любой страны направлена не только на расширение участия граждан в общественно-политической жизни, но и их интеграцию в систему властных отношений в рамках норм, содержащихся в Конституции государства. Принципиальным признаком, по которому можно судить о возможностях развития гражданского общества в той или иной стране, является способность ее населения к социально-культурной и политической самоорганизации. В этом плане совершенствование неправительственного сектора — неотъемлемый атрибут трансформируемого социума, непосредственно поощряющий и расширяющий методы взаимодействия институтов гражданского общества с властью. Для того чтобы эффективно функционировать, гражданское общество должно быть структурированным; поэтому негосударственные, некоммерческие объединения и организации являются важной частью такого социума. Вне всякого сомнения, количество, состояние и эффективность деятельности неправительственных организаций — показатели развития гражданского общества.

В России развитие неправительственного сектора России, ориентированного на решение проблем, обусловленных миграцией населения, началось еще в бытность СССР. Распад Советского Союза и начало крупномасштабных миграционных перемещений создали вполне определённый вакуум в социальной инфраструктуре всех бывших союзных республик. Причём этот пробел приобрёл специфический оттенок, поскольку 14 новых независимых государств стали основными «поставщиками» мигрантов в Российскую Федерацию. Ни государства исхода, ни страны приема мигрантов были не в состоянии цивилизованно справиться с возникшей ситуацией. Поэтому общество попыталось самостоятельно восполнить образовавшуюся социально-экономическую брешь по обеим сторонам миграции.

Проведение новой националистической политики практически во всех бывших дружественных республиках способствовало созданию ситуации, при которой русскоязычное население превратилось в национальное меньшинство, подвергающееся дискриминации по этническому признаку. Хотя лидеры  этих государств и декларировали  принципы демократии. Поэтому многие «изгои» стали объединяться в организованные сообщества, если это позволяли местные власти, как правило, под эгидой славянских движений.

Одной из главных задач этих организаций стало оказание практической помощи выезжающим семьям в выборе нового места жительства в России, а также поддержка при возникновении проблем, связанных с выбытием К числу последних можно отнести, как риэлторскую помощь при продаже жилья, так и оказание содействия  при получении гражданства в Российской Федерации.

С определенной долей условности можно выделить несколько этапов, характеризующих динамку сектора неправительственных организаций миграционной направленности в России:

первый (конец 1980-х гг. — 1996 г.) – становление сектора НПО;

второй (1996- 2006 гг.) —  качественное и количественное укрепление неправительственных организаций, расширение сферы деятельности

третий (2006 г. и по настоящее время) – трансформационные коллизии.

Первый этап характеризуется возникновением в СССР «прообразов» современных НПО и всплеском их развития в годы перестройки. В советское время на территории СССР, в соответствии с положением о добровольных обществах и союзах (объединения, клубы, ассоциации, федерации), утвержденным 30 августа 1930 года постановлением Совета Народных Комиссаров и Центрального исполнительного комитета РСФСР, действовали добровольные общества. Согласно официальной классификации, именно так и назывались различные социальные институты: научно-технические,  физкультурно-спортивные общества, общества инвалидов, общества по интересам и т.д. Большинство из них было создано в 1920-1930-е годы. Они отвечали потребностям и задачам того периода: ликвидации безграмотности, укреплению обороноспособности молодого государства, развитию спорта и др. Характерные черты этих обществ: обладание частью национальной собственности, наличие общепринятой системы ценностей и поставленных перед ними определенных задач, разветвленная сеть, координация деятельности центральными органами страны, в том числе правящей партией. В период перестройки, когда во второй половине 1980-х гг. происходило бурное возникновение общественных движений и неформальных групп и миллионы людей стали участвовать в многочисленных гражданских инициативах, политических дискуссиях и уличных акциях появился термин «неформалы». Главным образом, это произошло из-за отсутствия какой-либо правовой основы для создания независимых неправительственных организаций.

Несмотря на аморфность первых общественных объединений данного периода, его значимость заключается в том, что  была подготовлена необходимая правовая и социальная почва для дальнейшего формирования полноценного гражданского общества — процесса, наблюдающегося сегодня.

Зарождение сектора НПО в миграционной сфере происходило в период массового перемещения турок-месхетинцев, вынужденно покинувших места своего проживания в Узбекской ССР, в РСФСР в 1989 году, а также  в период массового переселения людей из Азербайджана после известных трагических событий в республике в 1989, 1990 гг.

Еще до образования государственной миграционной службы России в 1990 году была создана первая общественная благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам Комитет «Гражданское содействие».

В последующем сами мигранты стали объединяться в неправительственные переселенческие организации (ПОМ). Определенную помощь им оказывали российские общественные организации «Орден гуманизма и милосердия», комитет «Гражданское содействие», Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, объединение «Миграция», созданное при Министерстве труда РСФСР, и др., число которых к концу 1992 года не превышало десятка. С 1991 года заметную роль в миграционном секторе НПО стала играть общественная благотворительная организация «Российский фонд помощи беженцам «Соотечественники», получившая значительную государственную поддержку. Следует отметить, что общероссийский общественный благотворительный Фонд «Российский фонд помощи беженцам «Соотечественники» является единственной в России переселенческой организацией, полностью соответствующей западным понятиям, вкладываемым в термин «фонд». В 1996 году был создан «Форум переселенческих организаций»[1], объединивший свыше 300 переселенческих объединений, более чем в половине субъектов РФ. Основной целью его деятельности стала консолидация усилий переселенческих организаций для обмена опытом выживания и более эффективной защиты прав мигрантов в России.

Из множества успешно реализованных инициатив этой организации следует особо выделить создание постоянно действующего консультативного органа – «Совет Переселенческих объединений» при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Совет был призван рассматривать вопросы и выходить с рекомендациями в органы законодательной и исполнительной власти по проблемам поддержки беженцев и вынужденных переселенцев, защиты их гражданских, экономических, политических и иных прав. (Однако, к сожалению, с избранием в 2003 году нового состава Думы совет прекратил свое существование).

Значительное влияние на активизацию объединительных процессов мигрантов оказывали их съезды и форумы. Первый Всероссийский съезд организаций и предприятий вынужденных переселенцев и беженцев, инициированный Российским фондом помощи беженцам «Соотечественники» состоялся в 1994 г. В его работе приняли участие представители 674 переселенческих организаций и предприятий. В заключительных документах, принятых съездом отмечалось, что, объединяясь для совместной деятельности, переселенцы намерены и могут активно привлекать финансовые и материальные ресурсы для решения комплекса производственно-экономических задач, связанных с бытовым обустройством и хозяйственной деятельностью мигрантов с учетом интересов местного населения.

С начала 2000-х годов новым направлением деятельности миграционного сектора неправительственных организаций России стала трудовая миграция. Это можно объяснить высокими темпами  роста экономики Российской Федерации, реализацией приоритетных национальных проектов, которые вызывают естественный рост количества рабочих мест на рынке труда, которые полностью не могут быть заняты российскими гражданами. Это повышает роль государственного регулирования процессов иммиграции в Россию, в том числе трудовой. В нашей стране этот сектор представлен, главным образом, рекрутинговыми агентствами, компаниями по предоставлению персонала, агентствами, содействующими в трудоустройстве за рубежом, негосударственными миграционными трудовыми биржами, выполняющими посреднические функции между соискателем работы и работодателем. Примером эффективной работы в данном направлении могут служить Российская миграционная трудовая биржа (РМТБ), созданная в 2002 г., а также Международная ассоциация «Трудовая миграция» (МАТМ), созданная в 2003 г. в форме Некоммерческого Партнерства.

К сожалению, начиная с 2006 года, положение независимых НПО в России заметно ухудшилось. Одной из причин являются, вступившие в силу 18 апреля 2006 года изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», которые поставили многие НКО в сложную ситуацию из-за введения непростых требований к регистрации, отчетности и деятельности, сопровождаемые серьезными санкциями за их несоблюдение. В результате произошло значительное их сокращение российского сектора НПО. Исключительно проблемный процесс обязательной перерегистрации иностранных НПО в сентябре-октябре, парализовавший работу десятков ведущих организаций Так, для сравнения, по данным Ресурсного правозащитного центра общая численность НПО различной направленности составляла:

в 2002 году — 600 тысяч,

в 2006 году около — 380 тысяч,

в 2007 прошлом году- 278 тысяч,

в 2008 г. — 227 тысяч».

Тем не менее, сектор НПО продолжает работать. Одной из наиболее ярко проявляющихся особенностей его деятельности в миграционной сфере на современном этапе является всё большая ориентация на расширенное взаимодействие с государством и бизнес — сообществом, как в России, так и  в странах СНГ, направленная на установление т.н. «миграционных мостов». На первый план выходят задачи развития межнациональных отношений и урегулирование проблем миграции в регионах России и СНГ, интеграции мигрантов, предотвращения конфликтов с местным населением, предотвращением незаконной миграции. В качестве примера реализации обозначенных выше направлений деятельности играет Автономная некоммерческая организация «Национальный институт миграции» (НИМ). Привлекая к работе известных политиков, ученых, юристов, журналистов, ведущие научные институты, средства массовой информации, национальные диаспоры и общественные организации, профессионально занимающиеся вопросами миграции в различных аспектах, Институт осуществляет целенаправленную деятельность по формированию механизмов регулируемой миграции.

Основная цель создания института — создание международной системы организованного перемещения мигрантов, их первичной языковой и социально-культурной адаптации на территории собственных  стран. В процессе работы Институт намерен cформировать двусторонние и многосторонние связи между органами государственной власти и  институтами, работающими в сфере миграции. Среди задач Института: адресная поставка, социально-культурная адаптация и легализация мигрантов на территорию Российской Федерации, создание разветвленной компьютерной информационно-вербовочной системы, располагающей информацией о наличии вакантных мест, их местонахождении, и другие. Таким образом, Институт является:  с одной стороны неправительственной структурой, занимающейся образовательной, научно-исследовательской, организационной и информационной  деятельностью по формированию механизмов цивилизованной и контролируемой миграции в страну; с другой — центром трудовой миграции, который берет на себя функцию адресной поставки и легализации иностранной рабочей силы. Такой алгоритм работы будет способствовать не только успешной  адаптации и интеграции мигрантов в российских регионах, но и содействовать оздоровлению межнациональных отношений и  криминогенной обстановки в стране, на которую негативно влияет нелегальная миграция.

В случае успешной работы и активного сотрудничества с органами государственной власти, Национальный институт миграции, аналога которому в настоящее время в России нет, в перспективе  может стать центром научно-исследовательской, образовательной и организационной  работы по формированию механизмов регулируемой миграции, адаптации и интеграции мигрантов.

Проблемы, обусловленные миграцией населения сложны и многообразны, а многосложность требует координации деятельности всех структур государственной/исполнительной власти и гражданского общества.

В 1990-х годах, до проведения Женевской Конференции по миграции, большинство представителей органов государственной власти в РФ не достаточно чётко понимали роль НПО, ставили под сомнение мотивацию и отмечали их недостаточную ответственность. Форум способствовал совершенствованию диалога между НПО и правительствами на международном уровне, признанию властными структурами необходимости сотрудничества с ними и осознанию самими неправительственными организациями бесплодности конфронтационных отношений. Жизненно важное для НПО партнерство с властью началось, хотя и не одинаково успешно с разными её ветвями и уровнями.

В сфере исполнительной власти наименее удачно складывалось сотрудничество НПО с миграционными службами.

Во-первых,  из-за весьма ограниченных финансовых возможностей миграционных служб. К сожалению, российское налоговое законодательство не предусматривает мотиваций для спонсоров, а в обществе отсутствуют традиций в этой области.

Во-вторых, ФМС и её территориальные органы недооценивают роль НПО, не допуская их к информации о состоянии дел, стремясь монополизировать всю работу по обустройству и поддержке мигрантов. Ситуация несколько изменилась после смены в 1999 г. руководства ФМС. При ней был создан Консультативный совет с участием лидеров НПО.

Несколько успешнее складывается взаимодействие НПО с региональными администрациями. У последних больше возможностей обустроить переселенцев, чем у ответственных за это ведомств. Они заинтересованы в средствах, поступающих на нужды мигрантов из госбюджета и от международных организаций. Их устраивает, что переселенцы закрывают бреши на рынках труда, особенно сельской местности. НПО участвуют в распределении прямой материальной помощи, они получают от администраций помещения и средства связи, привлекаются к разработке региональных миграционных и других программ, чиновники участвуют в конференциях, проводимых НПО, при необходимости ходатайствуют за НПО перед различными инстанциями. В последнее время неправительственные организации всё чаще заключают соглашения с различными службами, участвуют в их заседаниях, входят в состав комиссий при исполнительных органах, в т.ч. выделяющих компенсации, жильё и др. Однако влияние НПО на решения комиссий и заседаний пока очень невелико.

Более успешно НПО сотрудничают с законодательными органами — как федеральными, так и местными. Они участвуют в разработке проектов законов, инициируют депутатские запросы, формируют переселенческое лобби.

В рамках правозащитной деятельности многие НПО довольно успешно сотрудничают с судебными и надзорными органами. Усиливается и взаимодействие НПО с «четвертой властью» — средствами массовой информации.

Несмотря на улучшение взаимодействия с властями, российские правительственные структуры ещё недостаточно активно привлекают НПО к выполнению миграционных программ и проектов, в том числе и в области миграции. Это вынуждает их искать возможности сотрудничества с международными организациями, которое оценивается как более успешное. Пока именно эти организации финансируют большинство проектов, реализуемых нашими неправительственными организациями. Так, благодаря созданной (тоже в основном на гранты западных фондов) электронной связи, правозащитники оперативно проводят «электронные конференции», на которых они согласовывают и координируют свои совместные акции. Поэтому, сегодня можно уверенно говорить о «сети общественных организаций», покрывающей всю территорию России. При этом большинство из них имеют прямые партнерские  отношения с профильными международными и зарубежными организациями. Это означает, что российская «сеть общественных организаций» интегрирована в международную сеть.

Многие представители власти считают российские НПО, получающие финансовую поддержку из-за рубежа, потенциально опасными и угрожающими политической стабильности. Возможно, во многом данное мнение соответствует действительности. По данным российских спецслужб, сегодня в нашей стране действуют около 600 зарубежных фондов, финансирующих «институты гражданского общества». Среди них и фонды, связанные с «Трехсторонней комиссией», к которым относятся:  Фонд Рокфеллера: Сайрус Р. Вэнс, В. Майкл Блюмснталь, Роберт В. Руза, Лейн Киркленд, Джон Д. Рокфеллер IV; Фонд “20-е столетие”, фонд Рассела Сэйджа: Дж. Пол Остин; Фонд Форда: Эндрю Бриммер, Джон Лаудон; Фонд международного мира Карнеги: Уильям Э. Хьюитт, Хедли Донован, Томас Л. Хьюз; Фонд Борден: Збигнев Бжезинский; Фонд Рокфеллер Бразерс: Дэвид Рокфеллер; Рокфеллеровский семейный фонд: Дэвид Рокфеллер, Джон Д. Рокфеллер IV; Фонд Вудруфф:Дж. Пол Остин; Фонд мира на земле: Роберт Р. Боуи. и сотни других фондов, обществ, движений, форумов, которые в основном используются Мировым правительством и подведомственными ему разведками для негласного прикрытия оперативной работы, а также как отстойники, созданные для отмывания и легализации «грязных» денег.

Через фонды осуществляется активная работа с региональными элитами и СМИ. Эти организации могут навязывать обществу различные экономические и социальные модели в виде различных «программ-утопий», заниматься вербовкой, подкупом и шантажом управленческих элит. Многие организации делают или считают, что делают, благие дела.

Для формирования гражданского общества особенно важно, чтобы в нем были общие цели, которые обычно называются национальными интересами и чтобы власти в своих действиях действительно ориентировались на защиту, отстаивание, достижение выполнения этих интересов. Национальные интересы отвечают надеждам, устремлениям, ожиданиям большинства граждан страны. А если таких интересов нет, или они не проявлены и не артикулированы, то в таких условиях не может быть сформировано гражданское общество.

К сожалению, в РФ не артикулированы национальные интересы, мало того в обществе формируется убеждение, что власти обслуживают не интересы общества, а интересы 2,5% самого богатого населения, а также интересы Запада. В таких условиях функционирование «сетей НПО» является мощным инструментом манипуляции общественным сознанием со стороны органов, финансирующих их деятельность. В связи с недавними грузинскими и украинскими событиями, которые привели к смене власти в этих странах и изменению их политического курса, можно предположить, что в определённой степени это согласуется с наличием в них иностранных спонсоров.

Итак, в нашей стране неправительственные организации де-юре российские, а фактически — филиалы международных сетей, ликвидировать которые нельзя, т.к. они являются частью гражданского общества. Есть надежда, что, вновь созданная Общественная палата, явится механизмом установления связи общественности с государством. Для её функционирования необходимо создать механизм внебюджетного финансирования общественных движений и организаций, в том числе с привлечением российского бизнеса, а также обеспечить эффективный контроль НПО, финансируемых Западом.

В условиях, развития процессов глубинной дифференциации российского общества, его социальной и экономической стратификации, основой гражданского общества должна стать консолидация разных социальных сил (капитал-труд-государство), разных слоев общества вокруг идеи сильного государственного начала и преодоления печальных последствий слабой власти последнего десятилетия XX века.

В качестве конкретных рекомендаций по повышению эффективности совместной деятельности можно предложить следующие направления:

Общего характера. Учитывая взаимный интерес государства и НПО, представляется необходимым использовать систему многостороннего партнерства.

Не менее значимым является и четкое определение цели и ролей, для этого нужны гарантии того, что все участники «играют по одним правилам» и понимают интересы, приоритеты и ожидания друг друга. Это поможет сгладить имеющиеся противоречия между правительственными и неправительственными позициями по ряду вопросов.

Целесообразно консолидировать усилия по созданию внутристрановых и межстрановых коалиций, сетей по защите жертв траффикинга и предотвращению торговли людьми, посредством проведения общественных информационных кампаний.

Для более глубокого исследования сущности НПО, а также создания соответствующих законодательных актов по НПО целесообразно ввести в юридический оборот унифицированное определение, которое наиболее полно отображает объем понятия «неправительственная организация».

      В области трудовой миграции. В целях создания эффективной инфраструктуры управления процессами трудовой миграции в интересах социально-экономического развития, обеспечение прав и защиты трудовых мигрантов, предупреждения и пресечения незаконной миграции и торговли людьми представляется необходимым создать систему информационно-координационных центров трудового обмене на основе принципа государственно-общественно-частного партнерства.

Принцип государственно-общественно-частного партнерства – это система взаимоотношений между органами государственного управления, представителями работодателей и частных агентств занятости и НПО данной направленности, направленная на согласование их интересов при реализации государственной политики в сфере трудовой миграции.

Такое партнерство позволит организовать регулируемый приток в страну квалифицированной рабочей силы, уменьшить дисбаланс трудовых ресурсов между российскими регионами, эффективно содействовать привлечению, трудоустройству, адаптации и социальной защите соотечественников и востребованных по профессиональному и квалификационному признаку специалистов в тех регионах, где они наиболее необходимы.

Ключевыми принципами деятельности новой структуры регулирования трудовой миграции должны стать:

  • интеграция в систему регулирования трудовой миграции, наравне с государственными структурами, частного бизнеса, неправительственных и общественных организаций;
  • системный подход к процессам трудовой миграции, предполагающий работу с трудовыми мигрантами от первоначального информирования их в стране или регионе проживания и до благополучного возвращения на родину или закрепления на новом месте проживания;
  • комплексное оказание услуг трудовым мигрантам и работодателям, позволяющее трудовым мигрантам чувствовать свою защищенность в производственной и социально-бытовой сфере, способствующее интеграции трудовых мигрантов в общество;
  • возможность приоритетного оказания услуг наиболее востребованным по профессионально-квалификационному принципу специалистам и соотечественникам;
  • ориентация инфраструктуры на регулирование, как импорта, так и экспорта трудовых ресурсов (обменный характер трудовой миграции), формирование возможностей содействия российским гражданам, выезжающим за рубеж в целях временной трудовой миграции;
  • создание элементов инфраструктуры в регионах России с избыточными трудовыми ресурсами, а также в государствах СНГ, заинтересованных в регулируемой трудовой миграции своих граждан в Россию

        В работе с вынужденными мигрантами. Необходимо обеспечить поддержку организации и самоорганизации внутренне-перемещенных лиц, вынужденных переселенцев, беженцев с целью создания переселенческих объединений, кооперативов, общинных организаций и других допущенных государственным законодательством форм объединения, для повышения занятости, улучшения процессов их интеграции и адаптации. С этой целью:

  1. Проводить обучение диалогу, воспитывать толерантность, для сохранения баланса нормальных отношений в регионах, привлекательных для мигрантов;
  2. Привлечь внимание общественности к проблеме беженцев и перемещенных лиц/вынужденных переселенцев с тем, чтобы помочь этим людям выбраться из забвения и добиться больших результатов. (Угасший в последнее время интерес к этим формам организаций мигрантов не дает возможности в полной мере использовать высокий потенциал этой мобильной части населения.)

Для эффективного решения проблемы  качественного трудоустройства вынужденных мигрантов в России, необходима разработка и внедрение специальных программ для этой категории граждан. При разработке и осуществлении таких программ может быть использован опыт развитых стран, по  интегрированию их в «пакеты» с целью уменьшения зависимости ситуации на рынке труда от системы социального обеспечения. При этом достигается комбинирование преимуществ различных элементов с многообразием предложений для безработных, развивается система так называемых, центров «все в одном месте».

Тарханова Э.И.

г.Москва. 2008 год

Мы свяжемся с Вами после того,
как Вы заполните форму

Ваше имя: *
Ваш телефон: *
Ваш E-Mail: *
Ваш уровень