Т.В Савченко, к. фил. н., доцент.
Глобализация, происходящая в современном мире, повлекла за собой процессы, связанные с мобильностью населения во многих странах и регионах мира. Развитие на фоне этих процессов экономического и культурного сотрудничества между Россией и странами ближнего и дальнего зарубежья, сформировало потребность в быстром и эффективном овладении русским языком.
В дидактике и методике преподавания русского языка как иностранного это привело к развитию новых подходов и новых технологий в обучении. Прежде всего, это концепция межкультурной коммуникации, межкультурной дидактики и межкультурного обучения. На основе этой концепции возник коммуникативный метод обучения, который занял ведущее место в обучения РКИ/РКН.
В качестве центральной категории коммуникативного метода было выдвинуто понятие «вторичная языковая личность». Результатом овладения языком является то, что языковая личность приобретает черты вторичной языковой личности, способной проникнуть в «дух» изучаемого ею языка. [Халеева, 1989].
С понятием вторичная языковая личность тесно связано понятие языковая картина мира. Оно основано на представлении о том, что каждый этнос и каждый язык по-своему, по-особенному отражает мир. Наши знания о мире, закрепляясь в слове, становится культурным феноменом того или иного народа. [С.Г. Тер — Минасова, 2000].
Развитие идей межкультурной коммуникации в обучении привело к пересмотру положений традиционной методики. Так, в коммуникативной методике основной дидактической единицей наряду с предложением выступает текст, т.к. именно он является носителем культурологической информации, формирующей межкультурную компетенцию учащегося.
Целенаправленный отбор текстов способствует созданию на уроках развивающей речевой среды, повышает мотивацию к обучению, что благоприятно влияет на формирование языковой интуиции, чувства языка. Использование прецедентного текста при изучении лексики, морфологии, синтаксиса позволяет создавать условия для интеграции курса русского языка и литературы, для усиления работы по воспитанию, духовно-нравственному развитию учащихся, для повышения их творческой активности.
Развитие коммуникативного метода способствовало разработке компетентностного подхода к обучению, который позволил создать стройную систему стандартов в обучении иностранным языкам. В коммуникативной методике сформировалось представление о видах языковой компетенции, которые должны быть сформированы у учащихся: языковая (лингвистическая) – это знание морфологии, синтаксиса, словообразования. Речевая — это навыки и умения правильно строить речь по грамматическим моделям. Коммуникативная – это умение общаться с носителями языка в разнообразных ситуациях. Культурологическая — это вхождение в культуру изучаемого языка, преодоление культурного барьера в общении.
На основе компетентностного подхода был разработан уровневый подход к обучению русскому языку (система ТРКИ). Были описаны 6 уровней владения языком. В рамках каждого уровня был определен минимум обязательных требований к целям и содержанию обучения языку. Описание уровней владения языком способствовало развитию исследований в области контроля уровней овладения русским языком как иностранным. В конце 90-х гг. наряду с традиционными видами контроля стал широко использоваться тестовый контроль, что означало переход на новые и более совершенные формы определения уровня владения языком.
В настоящее время происходит бурное развитие современных технологий обучения, которые реализуют личностно — ориентированный подход, обеспечивающий индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей учащихся, их уровня обученности и личностных качеств. Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения предполагает осуществление познавательной деятельности учащихся с учётом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов, поощряя их реализовывать свой творчески потенциал. Технология языкового портфеля. Основным критерием оценки уровня владения иностранным языком в технологии языкового портфеля является тестирование. Приоритетом данной технологии становится переориентация учебного процесса с преподавателя на обучаемого. Технология языкового портфеля приводит к постепенному формированию у учащихся навыков самостоятельного овладения информацией. Диалог культур — «Язык через культуру» Это диалоговое взаимодействие двух культур в процессе изучения языка. Обучающийся, должен знать, когда он может опираться на опыт родного языка, а когда этого делать нельзя и что за его ошибками зачастую стоит не недостаточное знание правил иностранного языка, а иное видение мира. Способствует формированию личности, способной к восприятию иной культур. Интерактивный метод в обучении (ИПТ) — Интерактивный — inter (взаимный), act (действовать). ИПТ предполагает постоянное, активное взаимодействия всех учащихся в группе. Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Проектная технология – предполагает создание проекта, который должен иметь практический результат. Проект проводится в группе под руководством учителя. Типология проектов разнообразна. Проекты могут подразделяться на монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты. Работа над проектом — это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. Технология обучения в сотрудничестве – реализует идею взаимного обучения, осуществляя как индивидуальную, так и коллективную ответственность за решение учебных задач. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Игровые технологии – Игровая деятельность применима, в основном, в младших классах, когда происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению иностранного языка, а также уверенность в успешном овладении им. Игра активизирует мышления учащихся и способствует раскрытию личностного потенциал каждого. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся и повышению познавательной активности. В рамках ИКТ выделяются 2 вида технологий: Технология использования компьютерных программ – позволяет эффективно дополнить процесс обучения языку и литературе на всех уровнях. Интернет-технологии предоставляют широкие возможности для поиска информации, разработки проектов самого разного типа. Использование ИКТ-технологий позволяет овладеть большим объемом информации с ее последующим анализом и сортировкой, повышает мотивацию к обучению. Дистанционное обучение представляет собой совокупность современных педагогических, компьютерных и телекоммуникационных технологий, методов и средств, которые обеспечивают возможность обучения без посещения учебного заведения, но с регулярными консультациями у преподавателей учебного заведения. В практике дистантного образования можно выделить три основных технологии, основанных на применении ИКТ. Это кейс-технология, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются учащемуся для самостоятельного изучения. Это ТV – технология, базирующаяся на использовании телевизионных лекций с консультациями у преподавателей-тьюторов и сетевая технология, базирующаяся на использовании сети Интернет, как для обеспечения учащихся учебно-методическими материалами, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемым.
Выводы: Как показывает сделанный нами обзор современных методов обучения РКИ, концепция межкультурной коммуникации и личностно-ориентированного обучения дала колоссальный импульс развитию коммуникативного метода в обучении языку и литературе, который направлен на стимулирование личностной и интеллектуальной активности, способствуют формированию компетенций, которыми должен обладать будущий специалист. Список литературы: