Не утихают дебаты по поводу того, как поступать, если в классах имеются дети, не владеющие или слабо владеющие русским языком.

Некоторые СМИ сообщили, что регионам поступили рекомендации: школам следует стремиться, чтобы в одном классе не было более трех учеников, для которых русский язык не является родным.

Как соблюсти эти рекомендации и не нарушить права детей, рассказала «РГ» декан факультета регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования МПГУ Елена Омельченко.

  • Важно понимать: рекомендация о трех учениках — это именно совет, а не обязательное правило. Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на образование, поэтому ребенка, безусловно, примут в школу. Однако постараются распределить детей, для которых русский язык неродной, равномерно по всей параллели, — говорит Елена Омельченко. — Это поможет учителю применять дифференцированный подход: например, задавать индивидуальные задания на слушание русскоязычных текстов.

По мнению Омельченко, вероятность того, что три ребенка начнут активно использовать родной язык внутри группы, меньше по сравнению с десятью.

  • Таким образом, возрастает вероятность, что они быстрее найдут русскоговорящих друзей, что положительно скажется на их языковой и социокультурной адаптации в российской школе и среди сверстников, — отмечает эксперт.

Как поддержать школьников, плохо говорящих на русском, и их учителей? Елена Омельченко считает, что преподавателям — не только учителям русского, но и других предметов — полезно владеть методикой «русский как иностранный».

  • Например, в Московском педагогическом госуниверситете мы готовим будущих учителей к работе в поликультурных классах, где могут быть дети с низким уровнем владения русским языком, — пояснила Омельченко. — Показываем, как адаптировать задания для таких учеников. Особенно это важно при подготовке к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Ведь ребенок может хорошо знать предмет, но из-за слабого владения языком показать низкие результаты.

Наиболее оптимально — организовать дополнительные занятия по русскому языку как иностранному во второй половине дня, в рамках внеклассных мероприятий или дополнительного образования.

  • На начальном этапе важно, чтобы ребенок начал говорить по-русски и общаться с учителем и одноклассниками, преодолел языковой барьер, начал слушать, слышать и понимать русскую речь, — говорит Елена Омельченко. — Пусть сначала он отвечает с грамматическими и речевыми ошибками: главное — отвечает. И только на втором этапе начинается активная работа над лексикой и грамматикой: здесь есть множество интересных методик, например, выполнение заданий по образцу, пересказы с использованием картинок и ключевых слов.

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

You may use these <abbr title="HyperText Markup Language">HTML</abbr> tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*