Иностранные граждане, прибывающие в Российскую Федерацию для учебы и работы, сдают в нашей стране два вида экзаменов:
- Тестирование по русскому языку как иностранному — ТРКИ / TORFL;
- Экзамен по русскому языку – ИР, РВП, ВНЖ.
1. ТЕСТИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ — ТРКИ / TORFL
Что такое ТРКИ?
Аббревиатура ТРКИ обозначает Тест по русскому языку как иностранному. Распространен и английский вариант названия – Test of Russian as a Foreign Language (TORFL).
Это международный государственный экзамен по определению уровня владения русским языком.
Как появился ТРКИ?
Тест появился в России в 1995 году. В его разработке принимали участие четыре вуза – Институт Пушкина, РУДН, МГУ и СПбГУ. Сегодня они входят в тестовый консорциум – разрабатывают материалы для тестирования, выдают сертификаты успешно выполнившим задания. У этих вузов есть свои тестовые центры в разных странах, где можно сдать экзамен.
Зачем иностранному абитуриенту сдавать ТРКИ?
ТРКИ будет полезен тем, кто планирует учиться в российском университете на русском языке. Тест содержит лексику, которая понадобится во время учебы. Иметь сертификат при поступлении не обязательно, каждый вуз решает самостоятельно, запрашивать сертификат у абитуриента или нет.
Однако в некоторых случаях наличие сертификата ТРКИ может стать дополнительным преимуществом.
ТРКИ востребован и студентами, которым знание русского языка в дальнейшем понадобится для работы. Это не только филологи, лингвисты, но и культурологи, нефтяники, экономисты, политологи. Они сдают тест, чтобы получить официальный сертификат, подтверждающий уровень владения языком.
Какие уровни включает экзамен?
ТРКИ (TORFL) включает шесть уровней: А1, А2, В1, В2, С1, С2.
При этом сертификации подлежат только четыре уровня начиная с В1 (он так и называется – первый сертификационный).
А1 (элементарный уровень, 60-80 часов подготовки) – позволяет освоить простейшую лексику: научиться здороваться, прощаться, обращаться с просьбами.
А2 (базовый уровень, 160-200 часов подготовки) – содержит бытовую лексику, поможет объясниться в простых повседневных ситуациях (общение в магазине, транспорте, ресторане).
В1 (первый сертификационный уровень, 400-480 часов подготовки) – поможет поддерживать социально-деловое взаимодействие, содержит учебную лексику.
В2 (второй сертификационный уровень, 560-680 часов подготовки) – позволяет свободно общаться, понимать информацию из СМИ и лекций; пользоваться различными языковыми стилями.
С1 (третий сертификационный уровень, 960-1200 часов подготовки) – возможность говорить в быстром темпе, не испытывая затруднений с подбором слов и выражений, эффективно использовать язык в учебе и профессиональной деятельности.
С2 (четвертый сертификационный уровень) – уровень носителя языка.
Сколько действует сертификат ТРКИ?
В отличие от других языковых сертификатов он бессрочный. Каждый сертификат ТРКИ имеет уникальный номер и вносится в единую базу. Это позволяет, во-первых, проверить его подлинность, во-вторых, при необходимости запросить дубликат.
Все экзамены проводятся на площадках ВУЗов, уполномоченных для их проведения.
А1 (ТЭУ) или Элементарный уровень.
Данный уровень предполагает словарный запас 180 слов. Иностранец на этом уровне владения русским языком читает и понимает простые тексты, отвечает на несложные вопросы о себе, работе, своей семье, может о чем-то попросить в кафе или магазине.
Сертификат данного уровня свидетельствует о наличии необходимой и достаточной базы для дальнейшего изучения русского языка.
Элементарный (ТЭУ / A1) — подтверждает общее владение русским языком как иностранным и свидетельствует, что кандидат способен удовлетворить элементарные коммуникативные потребности в ограниченном числе ситуаций бытовой, социально-культурной и учебной сфер общения. Сертификат данного уровня свидетельствует о наличии необходимой и достаточной базы для дальнейшего изучения русского языка.
Экзамен состоит:
1/ Чтение
Уметь читать и понимать простые предложения, в частности, в объявлениях, на плакатах, понимать основную и дополнительную информацию небольшого адаптированного текста.
2/ Письмо
Уметь написать текст о себе, друзьях, семье, рабочем дне, своем свободном времени (не менее 7 фраз по предложенным вопросам).
3/ Аудирование
Уметь понимать основную информацию (тему, основное содержание и коммуникативные намерения) коротких диалогов и монологов в ситуациях повседневного общения.
4/ Говорение
Уметь написать текст о себе, друзьях, семье, рабочем дне, своем свободном времени (не менее 7 фраз по предложенным вопросам).
5/ Лексико-грамматические навыки
Уметь написать текст о себе, друзьях, семье, рабочем дне, своем свободном времени (не менее 7 фраз по предложенным вопросам).
А2 (ТБУ) или Базовый уровень.
Данный уровень предполагает словарный запас соискателя 1300 слов. Иностранец с таким лексическим запасом может заполнить анкету, понимает, о чем говорится в рекламе, на телевидении, в газетах. Может поддержать разговор с носителем языка.
С уровнем A2 сдается экзамен на гражданство РФ.
подтверждает общее владение русским языком как иностранным и свидетельствует, что кандидат способен удовлетворить основные (базовые) коммуникативные потребности в социально-бытовой, социально-культурной и учебной сферах общения. Сертификат данного уровня свидетельствует о наличии необходимой и достаточной базы для дальнейшего изучения русского языка. Наличие сертификата базового уровня владения русским языком необходимо для приема в гражданство Российской Федерации.
Экзамен состоит:
1/ Чтение
Иностранный гражданин должен уметь читать простые и короткие тексты, взятые из разных источников (журналы, газеты, вывески, надписи, указатели, объявления и т.п.), понимать и извлекать основную и дополнительную информацию из текстов страноведческого, информационного и социально-бытового характера..
2/ Письмо
Иностранный гражданин должен уметь строить письменные высказывания, написать письмо, заполнять формы и бланки различной тематики опираясь на вопросы.
3/ Аудирование
Иностранный гражданин должен уметь понимать основные темы, содержание и коммуникативные намерения в коротких диалогах и монологах в ситуациях ежедневного общения.
4/ Говорение
Иностранный гражданин должен уметь участвовать в диалогическом общении, уметь инициировать диалог, уметь отвечать на вопросы, уметь поддерживать беседу, в частности, о себе, о друзьях, о семье, о рабочем дне, о свободном времени, о родном городе, о здоровье, о погоде и другом.
5/ Лексико-грамматические навыки
Иностранный гражданин должен уметь использовать грамматические и лексические навыки оформления высказываний в соответствии с намерениями в ограниченном наборе бытовых ситуаций.
Первый сертификационный уровень (ТРКИ-1/ B1)
Данный уровень подтверждает, что иностранный гражданин владеет русским языком как иностранным со словарным запасом 2300 слов.
Он поймет художественную и публицистическую литературу, сможет выразить свое мнение по поводу прочитанного.
Наличие сертификата первого уровня владения русским языком необходим иностранным абитуриентам для обучения в российском вузе.
подтверждает общее владение русским языком как иностранным и способность кандидата удовлетворить основные коммуникативные потребности в социально-бытовой и социально-культурной сферах общения. Этот уровень обеспечивает необходимую коммуникацию в условиях языковой среды (работа, учеба, отдых). Наличие сертификата первого уровня владения русским языком необходимо иностранным абитуриентам для обучения в российском вузе.
Экзамен состоит:
1/ Лексико-грамматические навыки
Кандидат должен владеть грамматическими и лексическими навыками, возникающими в простых ситуациях стандартного типа. Владеть лексическим минимумом в объеме 2300 единиц. Тест состоит из 4 частей, включающих 165 позиций. В тесте используются задания со множественным выбором и задания полного соответствия. Время выполнения теста – 60 минут. Тест включает 165 позиций. При выполнении теста нельзя пользоваться словарём.
2/ Чтение
Время выполнения теста – 50 минут. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Тест состоит из 3 текстов (объёмом до 250 слов) и 20 тестовых заданий (необходимо ответить на вопросы по тексту).
3/ Письмо
Необходимо написать логичный текст (рассказ) в ответ на заданный текст. Нельзя использовать слова из текста, рекомендуется использовать синонимы. Время выполнения теста – 60 минут. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Тест состоит из 2 заданий.
4/ Аудирование
Тексты состоят из коротких историй и диалогов на разные темы. Время выполнения теста определяется звучанием аудиозаписи. При выполнении теста нельзя пользоваться словарём. Тест состоит из 6 текстов и 32 заданий.
5/ Говорение
Цель тестирования — проверить навыки разговорной речи. В первой части теста вы вступаете в диалог, во второй части теста вы начинаете диалог. В третьей части – читаете текст и кратко передайте его содержание.
Время выполнения теста – до 30 минут.
Тест состоит из 12 заданий. В третьей части теста можно пользоваться словарём.
Второй уровень (ТРКИ-2/ B2) Тестирование для диплома бакалавр
Предполагает запас слов не менее 10 000.
Подтверждает общее владение русским языком как иностранным и свидетельствует о достаточно высоком уровне коммуникативной компетенции во всех сферах общения. Этот уровень позволяет кандидату вести профессиональную деятельность на русском языке в качестве специалиста гуманитарного, инженерно-технического, и естественнонаучного профилей.
Наличие сертификата второго уровня владения русским языком необходим для получения диплома бакалавра и/или магистра по окончании российского вуза.
подтверждает общее владение русским языком как иностранным и свидетельствует о достаточно высоком уровне коммуникативной компетенции во всех сферах общения. Этот уровень позволяет кандидату вести профессиональную деятельность на русском языке в качестве специалиста гуманитарного, инженерно-технического, и естественнонаучного профилей. Наличие сертификата второго уровня владения русским языком необходимо для получения диплома бакалавра и/или магистра по окончании российского вуза.
Экзамен состоит:
1/ Лексико-грамматические навыки
Время выполнения теста – 90 минут. Тест включает 150 позиций. При выполнении теста пользоваться словарём нельзя.
2/ Чтение
Задача – прочитать текст и закончить предложения, данные после текста. Время выполнения задания: 15 мин.
3/ Письмо
Необходимо написать логичный текст (рассказ) в ответ на заданный текст. Нельзя использовать слова из текста, рекомендуется использовать синонимы. Время выполнения теста – 60 минут. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Тест состоит из 2 заданий.
4/ Аудирование
Предстоит прослушать тексты телевизионных новостей. Время выполнения теста (35-40 минут) определяется временем звучания предъявляемых аудио- и видеоматериалов и временем выполнения заданий. Тест включает 25 заданий. Пользоваться словарём не разрешается.
5/ Говорение
Тест состоит из 3-х частей, включающих 6 заданий (15 позиций). Время выполнения теста: до 30 мин. В первой части теста ваша задача — поддержать диалог в соответствии с заданием. Задание выполняется без подготовки. Во второй части теста вы должны принять участие в обсуждении определенной проблемы. Ваш собеседник – тестирующий. Ваша задача – в процессе беседы высказать и отстоять свою точку зрения по предложенному вопросу, адекватно реагируя на реплики тестирующего. Задание выполняется без подготовки. Время выполнения задания: до 10 мин.
Третий уровень (ТРКИ-3/ C1). Тестирование для диплома «Магистр»
Знать язык на уровне С1 должны будущие филологи, переводчики, педагоги и журналисты. Если у человека словарный запас не менее 12 000 слов, то он сможет свободно рассуждать на узкопрофильные темы.
Наличие сертификата третьего уровня владения русским языком необходим для получения диплома бакалавра, специалиста, магистра и кандидата наук перечисленных выше специальностей.
подтверждает общее владение русским языком как иностранным и свидетельствует о высоком уровне коммуникативной компетенции во всех сферах общения. Этот уровень позволяет кандидату вести профессиональную деятельность на русском языке в качестве специалиста-филолога, переводчика, редактора, журналиста, дипломата; вести профессиональную деятельность в русскоязычном коллективе. Наличие сертификата третьего уровня владения русским языком необходимо для получения диплома бакалавра, специалиста, магистра и кандидата наук перечисленных выше специальностей.
Тестирование состоит:
1. Языковая компетенция.
Ожидается, что кандидаты проявят знание языковой системы, демонстрируя понимание и навыки употребления языковых единиц и структурных отношений, необходимых при понимании и оформлении отдельных высказываний, а также высказываний, являющихся частью оригинальных текстов или их фрагментов. Тест содержит следующие типы заданий: подбор правильного варианта из 3-4-х, установление соответствий, восстановление/завершение и расширение текста. Всего 100 пунктов. Кандидат должен владеть лексическим минимумом в объеме 12 000 единиц, при этом к активной части словаря относится 7 000 единиц.
2. Письмо.
Ожидается, что кандидаты могут писать тексты на основе услышанного и прочитанного, демонстрируя умение анализировать и оценивать предложенную информацию (проблемный конспект, реферат, формальное/неформально письмо, сообщение). В качестве стимула предлагаются тексты из статей, брошюр, объявлений, формальных и неформальных писем и т.д. Кроме того, кандидат должен написать собственный текст проблемного характера (статья, эссе, письмо). Тексты пишутся с конкретной целью и для конкретного адресата. Кандидаты должны выполнить 3 задания: в задании 1, 2 – составить текст определенного характера на основе прослушанного или прочитанного; в задании 3 – написать текст, отражающий объективное содержание излагаемой проблемы и собственное отношение к проблеме.
3. Аудирование.
Ожидается, что кандидаты могут воспринимать аудиотексты на уровне общего, детального и критического понимания (то есть понимать текст как целое, понимать детали, отношение говорящего к предмету речи и оценивать услышанное). Тексты даются в форме радио- и телепередач отрывков из кинофильмов, записи речей публичных выступлений и т.д. В тесте 4 части, в которые входит 25 заданий. 1 часть – короткий диалог, 2 часть – полилог, 3 часть – публичный монолог, 4 часть – публичное интервью. Основные типы заданий: выбор правильного варианта из 3-4-х.
4. Говорение.
Тест по говорению состоит из трех частей. Первая часть проводится с использованием магнитофона: на пленку записываются реплики кандидата, произносимые им в строгом соответствии с предъявленным коммуникативным заданием. Вторая часть проходит в форме ролевой игры с преподавателем. В ходе теста используются также вспомогательные материалы (видеосюжет, письменный текст) для того, чтобы стимулировать и направлять общение. Последняя часть экзамена представляет собой свободную беседу с преподавателем. Ожидается, что кандидаты могут поддерживать диалог, используя различные синонимические языковые средства для реализации заранее предложенных целей и тактики речевого общения; выступать инициатором диалога-беседы, представляющей собой разрешение конфликтной ситуации в процессе делового общения; строить монолог-рассуждение на морально-этические темы; достигать целей коммуникации в ситуации свободной беседы, отстаивая и аргументируя собственное мнение. Экзамен проводится двумя экзаменаторами, один из которых является собеседником, а второй оценивает выполнение тестовых заданий.
5. Чтение.
Ожидается, что кандидаты могут понимать и адекватно интерпретировать тексты, относящиеся к социально-культурной (с достаточно высоким уровнем содержания прецедентной информации) и официально-деловой (представленной как текстами постановлений, законов, так и текстами официальных сообщений) сферам общения, а также читать русскую художественную литературу на уровне, свидетельствующем о возможности кандидата проводить элементарный филологический анализ текста. Кандидаты должны показать разнообразные навыки чтения, применять и комбинировать различные тактики чтения, включая поисково-просмотровое и изучающее чтение, адекватно поставленной задаче. В тест входит 4 текста, в целом примерно 2500 слов и к ним дается 25 заданий. Типы заданий: выбор правильного подбора пары, выбор правильного варианта из 3-4.
Экзамен проводят в течение пары дней. В первый день иностранный гражданин проходит такие части экзамена, как чтение, письмо, грамматика и лексика. Во второй день выполняется аудирование и говорение.
Четвертый уровень (TРКИ-4/ C2). Свободное владение языком
Человек с уровнем C2 приближается к уровню носителя языка. Его словарный запас — 15 000 слов. Он свободно может поддержать разговор на любые темы, пишет без ошибок, строит логичные предложения. Такой уровень необходим преподавателям и будущим научным работникам: филологам и исследователям языка.
Наличие сертификата четвертого уровня владения русским языком необходим для получения диплома специалиста и магистра филолога-русиста, кандидата филологических наук, а также кандидата педагогических наук для ведения преподавательской и научно-исследовательской деятельности в сфере русского языка.
подтверждает общее владение русским языком как иностранным и свидетельствует о высоком уровне владения русским языком, близким к уровню носителя языка. Наличие сертификата четвертого уровня владения русским языком необходимо для получения диплома специалиста и магистра филолога-русиста, кандидата филологических наук, а также кандидата педагогических наук для ведения преподавательской и научно-исследовательской деятельности в сфере русского языка.
Тестирование включает в себя:
1. Чтение.
Ожидается, что кандидаты могут понимать и адекватно интерпретировать оригинальные тексты любой тематики: абстрактно-философские, тексты профессиональной ориентации, тексты, предназначенные для широкого читателя, а также художественные тексты, обладающие подтекстовыми и концептуальными смыслами. В тест входит 4 текста, в целом примерно 4000 слов, и к ним дается 25 заданий. Типы заданий: восстановление текста, выбор правильного варианта из 3-4-х, задания открытого типа.
2. Письмо.
Ожидается, что кандидаты могут писать тексты на основе услышанного или прочитанного, демонстрируя умение перерабатывать полученную информацию в соответствии с определенными прагматическими целями ее последующего использования; а также писать собственные тексты, отражающие личные представления о предмете речи, и тексты воздействующего характера в соответствии с предложенным заданием. Кандидаты должны выполнить 3 задания: в задании 1 – составить текст определенного характера на основе прочитанного или прослушанного; в заданиях 2, 3 – написать текст без непосредственной опоры на прочитанное или прослушанное.
3. Аудирование.
Ожидается, что кандидаты могут максимально полно понимать содержание аудиотекстов, адекватно воспринимая социально-культурные и эмоционально-экспрессивные особенности речи говорящего, интерпретируя прецедентные высказывания и имплицитно выраженные смыслы. Тексты даются в форме радио и телепередач, отрывков из кинофильмов, телеспектаклей, радиопьес, записей речей публичных выступлений и т.д. В тесте 4 части, в которые входит 25 заданий. 1 часть – короткий диалог, 2 часть – полилог, 3 часть – публичный монолог, 4 часть – художественная речь (телеспектакль, радиопьеса и др.). Основные типы заданий: выбор правильного варианта из 3-4-х.
4. Говорение.
Ожидается, что кандидаты смогут достигать любых целей коммуникации в ситуации подготовленного и неподготовленного общения, в том числе и публичного, демонстрируя умение реализовать тактику речевого поведения, характерную для организатора коммуникации, который стремится воздействовать на слушателя. Тест состоит из 3 частей. Первая часть проводится с использованием магнитофона: на пленку записываются реплики кандидата, произносимые им в строгом соответствии с предъявленным коммуникативным заданием. Вторая часть проходит в форме ролевой игры с преподавателем. Последняя часть экзамена представляет собой произнесение монолога воздействующего характера, который переходит в диалог-беседу с преподавателем.
5. Языковая компетенция.
Ожидается, что кандидаты проявят знание языковой системы, демонстрируя понимание и навыки употребления языковых единиц и структурных отношений, необходимых при понимании и оформлении отдельных высказываний, а также высказываний, являющихся частью оригинальных текстов или их фрагментов, с учетом их стилистически маркированного использования. Тест содержит следующие типы заданий: подбор правильного варианта из 3-4-х, установление соответствий, восстановление /завершение и расширение текста. Всего 100 пунктов. Кандидат должен владеть лексическим минимумом в объеме от 15 000 единиц, при этом к активной части словаря относится от 8 000 единиц.
Экзамен проводят в течение двух дней. В первый — иностранный гражданин проходит такие части экзамена, как чтение, письмо, грамматика и лексика. Во второй — сдается аудирование и говорение.