В соответствии с законодательством, Министерство труда РФ разработало законопроект, который предусматривает введение специальных условий для организованного набора иностранной рабочей силы. Согласно этой инициативе, трудовые мигранты, прибывшие в Россию по программам оргнабора, будут обязаны работать только у того работодателя, который их нанял. В случае увольнения, они должны будут покинуть страну в течение 15 дней. Речь идет о мерах контроля над притоком зарубежных работников и ограничении их свободы перемещения.
Система организованного набора иностранных работников уже существует в России, однако ее масштабы незначительны. По оценкам экспертов, каждый год через программы оргнабора приезжает всего лишь несколько десятков тысяч трудовых мигрантов, что является небольшой долей из общего количества прибывающих в страну иностранцев, передает 59.ru.
Михаил Бурда, кандидат политических наук и руководитель центра изучения миграционных процессов при РАНХиГС, отмечает, что существующие соглашения об организованном наборе с Узбекистаном и Таджикистаном не являются эффективными регуляторами притока мигрантов. Он сравнивает российский опыт с примерами ОАЭ, Саудовской Аравии или Катара, где система организованного набора работает успешно.
Одной из ключевых проблем в сфере миграции, по мнению экспертов, является неадекватное привлечение иностранной рабочей силы. Бурда отмечает, что разница между потребностями рынка труда и профессиональным составом приезжающих мигрантов является существенной. Большинство мигрантов приезжает работать в неквалифицированных сферах, таких как курьерская доставка или такси, в то время как рынку труда требуются квалифицированные специалисты с высшим образованием.
«Не хватает врачей и инженеров, а не курьеров и дворников, которыми приезжает основная масса мигрантов», — отмечает Бурда.
Существующая патентная система также недостаточно учитывает реальные кадровые потребности российской экономики. Мигранты приезжают в страну, получают патент и работают в любой доступной сфере. Ограничение заключается лишь в том, что они могут работать только в городе, где был получен патент.
Ринат Каримов, председатель Центрального комитета профсоюза трудящихся-мигрантов, считает, что организованный набор работников не является популярным среди мигрантов, так как часто ожидания и реальность не совпадают. Он также отмечает, что только небольшая часть мигрантов попадает в страну через программы оргнабора.
Бурда и Каримов согласны в том, что необходимо упорядочить миграционные процессы и оптимизировать приток иностранной рабочей силы в соответствии с реальными потребностями российской экономики. Такой законопроект, разработанный Минтрудом, может стать первым шагом в этом направлении.
С целью сокращения числа мигрантов в стране Михаил Бурда, руководитель центра изучения миграционных процессов, объясняет цель нового законопроекта, предложенного Минтрудом. Основная цель проекта — регулировать миграционные потоки и защищать интересы работодателей, которые нанимают иностранную рабочую силу через программы организованного набора.
Основной смысл законопроекта заключается в том, чтобы иностранные мигранты не могли использовать патенты для легализации своего положения в стране. Если работодатель интересуется привлечением иностранцев для конкретной работы, например, 200 каменщиков или арматурщиков на стройку, то он приглашает их и они работают. Однако, они не могут просто получить легальный статус и свободно перемещаться по стране. Эта инициатива должна положительно сказаться на ситуации в миграционных потоках, считает эксперт.
Согласно новому законопроекту, вместо существующих патентов предполагается введение специального документа, подтверждающего право иностранца на работу только у того работодателя, который его пригласил. В случае перехода на работу к другому работодателю, не являющемуся участником программы организованного набора, мигрант должен будет покинуть страну в течение 15 дней.
Ринат Каримов выразил положительную оценку законопроекту, однако предложил внести некоторые изменения. Он считает, что тем, кто отработает год по программе организованного набора, должно быть предоставлено разрешение на временное проживание.
На данный момент гражданам Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана и Молдавии разрешение на временное проживание в России доступно только по квоте, которая является практически нереальной. В 2023 году квота на всю страну составляла 13 535, из которых 1500 квот были выделены Москве. Вне квоты иностранцам необходимо иметь основания для получения разрешения на временное проживание.
Некоторые эксперты видят риск перекоса в сторону работодателей в предложенной инициативе Минтруда. В случае если условия работы оказываются хуже, чем было обещано, мигранты оказываются перед выбором: покинуть страну в срок или перейти на нелегальное положение. Однако, Михаил Бурда уверен, что трудовой кодекс Российской Федерации защищает мигрантов, работающих легально.
Ринат Каримов согласился с тем, что перекосы, конечно же, будут, но при этом отметил, что недобросовестные работодатели быстро лишатся рабочей силы, если будут обманывать и обещать одно, а предоставлять другое.